Бесполезные уроки прошлого

"А вам разве не наскучила схема, по которой развиваются бурные романы" - озадачивает известная актриса очередного кандидата. Ей, роковой диве бальзаковского возраста, подуставшей от "настоящей любви", уже не нужно, чтобы мужчины сходили по ней с ума, но еще хочется, чтобы людям так казалось. Ему, молодому, не слишком известному художнику, эта связь поможет выбиться в люди и подлатать бюджет. Так начинается этот фиктивный роман, и завязывается интрига антрепризного спектакля "Мужской сезон" (режиссер П. Штейн), которой играют на сцене МХАТа им. А. П. Чехова. Герои увлеченно репетируют публичные пощечины и поцелую, обдумывают ответы на каверзные вопросы журналистов, приоткрывают друг другу маленькие физиологические тайны, ибо 'близкое знакомство' контрактом как раз не предусмотрено: или работать, или дурака валять. За нарушение любого параграфа договора - штраф. 'Тебе дешевле со мной жить', - предупреждает опытная наставница (Л. Полищук), предвосхищая ужимки и прыжки своего ученика (А. Домогаров). На сцене незримо присутствует и некто Борисыч по фамилии Фемистофель - крестный отец и спонсор "влюбленных". Но, если вникнуть, истинно фемистофельского в нем немного - достойный пастух для тех заблудших овец, с которыми он вынужден работать, обыкновенный деловой человек, и скупкой мятущихся душ явно не увлечен. Перед нами современная комедия нравов, вызывающая у публики замечательную психотерапевтическую реакцию - смех. Продюсер проекта - Ю. Малакянц рискнул предположить, что не столь обязательно брать за основу надежный франко - итало - бродвейский шлягер, и обратился к пьесе дебютантки - соотечественнице. Не полвека назад "у них", а сегодня у нас, и не на двух стульях, а в стильном интерьере (сценограф С. Цигаль). Такова пока что формула успеха новой столичной антрепризы.

В актерском дуэте - поединке присутствуют все краски жанра - от тонкой иронии до откровенного гротеска. На обоих исполнителях роли сидят с иголочки. От Л. Полищук зритель другого и не ждал. Эта работа актрисы вполне тянет на бенефисную - кому как не ей знать, как играть "фам фаталь". А вот А. Домогаров преподнес публике приятный сюрприз. Кстати, текст "Мужского сезона" для него оказался вещим. "Я поправляю бабочку на Каннском фестивале", - рисует Лора своему Арсению картины недалеко будущего. А вскоре Домогарова и впрямь приглашают пожаловать в Канн. Тонко чувствуя природу комического, точными и легкими штрихами актер изображает растяпу.

Я извлеку еще один бесполезный урок из прошлого, я возьму на себя всю ответственность!" - заклинает героиня свою судьбу, моля ее вернуть того, кто поначалу просто значился в ее жизни под номером восемь. И она будет услышана - мужской сезон в жизни женщины продолжается, как продолжаются, пусть нечастые и несмелые, попытки театра подобрать ключи к современной отечественной пьесе и достучаться с ней до зрителя.

«газета "Культура" 25» — 05.03.2000