Самоудовлетворение - это изощренный вид расправы

Прошедшее Светлое воскресенье не омрачилось премьерой Петра Штейна www.LONDON.ru, где мат, порнография и цинизм изобличают в каждом зрителе потенциального ханжу, доверившегося модному названию и получившего сполна за свою наивность. Ирина Апексимова, Валентин Смирнитский, Сергей Виноградов и Екатерина Климова 24 апреля повторят сеанс перекрестного секс-тренинга для свингеров в Театре Эстрады.

Через пару минут после начала спектакля вы начинаете балансировать на грани пошлости и искреннего смеха: артисты шокируют вас бранными диалогами о сексуальной жизни, но одновременно на киноэкране вся говорильня скрашивается наглядной иллюстрацией полового акта из овощей и фруктов, что удерживает зрителя от мгновенного побега, заставляя восхищаться остроумием режиссера. Постановка умышленно перегружена лав-тематикой, словно бы для того, чтобы как можно быстрее избавить зрителя от тяготеющего над ним гнета "неприличности". Спустя еще десять минут все смотрится легче: врач влюбляется в фотографиню, журналист - в стриптизершу, потом их судьбы скрещиваются, каждый является к этому скрещиванию со своей правдой, дополняя правду другого. Зрителю легче через одного из артистов как через проводника дойти до цели: любовь побеждает смерть? Каждый решает по-своему. Сюжет запутанный - из разряда "как поставишь", рассчитан на четверых актеров, каждый из которых ведет собственную тему. Журналист Дэн (Сергей Виноградов) шалит в Интернете. В чатах порносайта он наталкивается на Ларри (Валентин Смирнитский) - врача-дерматолога. Этот во время ночных дежурств в клинике потихоньку рукоблудит перед писишником: левой ладонью переписывается со знойной шатенкой, правой же: сами знаете. Параллельно пьесе на киноэкране появляются аппетитные фрукты, вроде житейской азбуки: банан - это одно место, два яблока - уже другое:

Далее: вместо шатенки на проводе с Ларри висит Дэн, умеющий находить в сексе интеллектуальное начало. Как только Ларри "кончил", Дэн-шатенка назначает с ним встречу в аквариуме Лондонского зоопарка. Ларри находит там Анну - фотографиню (Ирина Апексимова). Пока Ларри ужимает Анну к замужеству, Дэн млеет в объятиях Элис, потом профурсетки меняют ухажеров местами: Два года спустя меж мужиками пошла лихая заварушка: Ларри припоминает Дэну нелепый розыгрыш в Интернете, из-за которого он - Ларри - научается распознавать в любви к женщине собственно любовь. А это бремя! Теперь в воздухе запахло убийством. В жертвах оказалась дурашливая Элис, якобы бросающаяся под машину.

Апексимова в условиях камерной сцены наконец-то показала свою холодную мину - сама неприступность. Образ легко процитировать: "Зрелая женщина, похожая на юношу, - это первое, за что она нравится, хоть и не красавица, второе - в финале акта (не театрального!) пыхтит как паровоз". Смирнитский роль временного мужа играет вяло, но самоуверенности хоть отбавляй!

Екатерина Климова в роли Элис взаправду сексуальна, два раза пыталась казать свои прелести, но: свет угасал. Образ клеится из шальной стриптизерши, оторвы, прошедшей огни и воды, но об этом вы узнаете как бы виртуально: такая роль без сильного режиссера не по зубам молодой актрисе, но появляется Сергей Виноградов (Дэн), благодаря которому нестыдно смотреть спектакль, средь гордецов и неумех, что медом в улье, зализывает все огрехи в игре коллег, иногда даже в убыток своему персонажу.

Акцент пьесы жалок: все наши чувства - лишь страница в Паучках, а что реально - только смерть, но и она обыденна и лицемерна. Акцент спектакля интереснее: автор некрологов (Дэн) мутирует в изощренного убийцу, вскрывая души, как консервные банки, пытаясь расправиться с собой за бесталанность: Каждый зритель, подобно блужданию в Сети, найдет свой смысл любовных перипетий. Авторами лишь предлагается четыре поисковых системы, закрепленных за темпераментом каждого образа. Если будете внимательны, то станете свидетелем рождения пятого темперамента, который есть принадлежность к высшим силам. Проявляясь минут на 15 в одном из артистов, он ставит на уши всю постановку: помойка любви превращается в храм, актеры - в жрецов, а зрители:

«Россiя» — 25.11.2002