Любовь зла

Собаки бывают разные. Иные - дворняги, вроде героя "Собачьего сердца" Шарикова. Иные - капризные милашки, по-добные собачке Сильвии в исполнении... Чуппан Хаматовой. Да, модная ныне "звезда" российской сцены Чуппан Хаматова в буквальном смысле почувствовала себя в собачьей шкуре. В спектакле "Сильвия" компании "Независимая антреприза" она сыграла третью сторону любовного треугольника: муж, жена и... собака. По сюжету пьесы американского драматурга Альберта Герни, муж (его играет Георгий Тараторкин) находит собаку и приводит ее домой. Жена (в исполнении Евгении Симоновой) начинает ревновать мужа к собаке. А собака, как ни в чем не бывало, ходит на двух ногах, разговаривает, смеется, возмущается и меняет наряды. Попутно она делает всякие мелкие гадости: оставляет лужицы на полу, чавкает во время еды, задирает юбку: Последнее обстоятельство заставляет задуматься: а может, героиня Хаматовой - вовсе не собака, а распутная девица, отбивающая чужого мужа? И автор, изображая женщину в собачьем обличии, имел в виду не совсем приличноеслово, коим обозначают также собаку женского пола?

В любом случае, главный герой Грег сходит по собаке с ума, а его жена Кэйт справедливо ревнует, так как любовь мужа к Сильвии кажется ей чем-то большим, чем просто привязанность к животному. Так оно и есть: Грег пытается использовать любую возможность, чтобы "вернуться в молодость", ощутить, что его любит юное создание, В парке к нему подходит собака, Грег начинает играть с ней и - решает взять ее в семейное гнездышко. А Сильвия вдруг кидается к нему на шею - и признается в любви,

Кэйт, увлеченная идеей преподавания Шекспира в школе, не желает жить вместе с помесью Лабрадора и дворняжки. Да и собака ведет себя не как домашнее животное, а как капризная любовница. Грег же холит и лелеет Сильвию, позволяет ей абсолютно все, гуляет с ней по ночам. Более того, вернувшись домой, он бросается целовать сначала собаку, а не жену. Оказывается, достаточно дать собаке женское имя, чтобы увидеть в ней настоящую женщину. Этот пророческий совет дает приятелю старый собачник Том.

Мелодрама Альберта Герни воплотилась в сильный эмоциональный спектакль, поставленный режиссером Петром Штейном. По словам П. Штейна, это необычная для российской сцены романтическая история в духе.раннего Вуди Аллена. "Пьеса чрезвычайно легкая, остроумная - самая настоящая комедия диалогов", -поясняет режиссер.

В качестве сценографа в новой постановке выступил дизайнер Борис Краснов. А музыку к спектаклю написал Геннадий Гладков. Причем сознательно стилизовал ее под шестидесятые годы. Любопытно, что на казусных фразах музыка резко прерывается, и возникает комедийная пауза.

В пьесе много условностей - расческа гиперболических размеров в сумке Сильвии, надувная подушка, изображающая "газы", выходящие у Сильвии после операции. Необычен переход от одной сцены к другой: актер просто замирает, а в это время за его спиной происходит смена декораций. А еще в спектакле классные фо-кусы. Ловкость рук Хаматовой и никакого мошенничества! Берет ниоткуда мячик, кидает его, а Грег ловит уже палку. Или достает маленький мячик, потом смотришь - а у нее уж и большой откуда-то взялся...

Однако спектакль "Сильвия" - это все-таки не цирк. Петру Штейну удалось превратить его в событие, передать зрителю некую идею о том, что женщина обмельчали настолько, что достойнее любить собаку. Такой вот пресловутый мужской шовинизм. Кроме того, режиссер еще раз подтвердил известную истину: только от жизни собачьей собака бывает кусачей:

Впрочем, не исключено, что драматург Альберт Герни мог об этом и не подозревать: он про-сто создавал веселенькую пьесу о помешательстве на собаке. Ибо все изыски по поводу сексуальных меньшинств, педофилии, детской проституции уже сделаны. А говорить о вечном -любви, жизни, смерти - скучно.

Не все, однако, считают, что в "Сильвии" сильные элементы зоофилии. В частности, исполнительница заглавной роли Чуплан Хаматова убеждёна: Сильвия это просто собака, которая потерялась, а потом нашла своего хозяина. "Я не играю никаких отклонений от нормы - просто стараюсь играть животное немножко в пластике и, самое главное, в его психологии, - говорит Чулпан. - Для меня тема спектакля - берегите животных и детей. Животное имеет такое же право на полноценную жизнь, как и любое другое существо на этой планете. Оно ничем не хуже человека. Вот такой "гринпис"."

Этот спектакль наверняка понравится любителям всего ненормального, внезапного, курьезного и современного. Собственно, все перечисленные качества воплощает в себе юная Чулпан Хаматова. И если вы видели ее в фильмах "Страна глухих" и "Лунный папа", то наверняка понимаете, о чем идет речь.

Спектакль "Сильвия" будет показан 19 марта в "Гейхал хатарбут" Ашкелона, 20 марта в иерусалимском "Жерар Бахар", 21 марта - в "Гейхал -хатарбут" Кармиэпя, 22 марта - в "Театрон ха-Цафон" Кирьят-Хаима, 24 марта - в тель-авивской "Синераме".

Элина Гончарская

«Израиль» — 25.11.2002