"Второе дыхание"

На экраны страны выходит полнометражная художе­ственная кинокартина 'Второе дыха­ние'. Съемки остросюжетного филь­ма, созданного по заказу Министер­ства обороны РФ 'Открытым театром Юлия Малакянца', начались осенью 2006 года и проходили в Белоруссии, под Псковом, в Крыму и Подмосковье. Перед премьерой картины с ее продю­сером Ю.З. МАЛАКЯНЦЕМ встретился наш корреспондент.

- Юлий Захарович, как возникла идея снять фильм о современной армии?

- Впервые за долгие годы Министерство обороны заказало подобную картину. Это говорит о том, что на государственном уровне всерьез задумались об изменении негативного изображения нашей страны и военной службы в современном отечественном кинематографе. Вооруженные Силы нуждаются особой поддержке, так как за годы перестройки не без помощи представителей СМИ потеряли доверие и авторитет в глазах населения, в особенности молодого поколения. Подобная мысль созвучна и с моим выводом: не могут, не должны бандиты из 'Бригады' или 'Интердевочки' становиться кумирами наших детей. Внутренний протест против однобокого трактования нашей действительности подтолкнул меня к поиску и отображению всеми имеющимися средствами положительной составляющей в жизни страны. Мне захотелось показать молодых, талантливых людей с умелыми руками и светлыми головами, активных творцов и созидателей, надежных и мужественных защитников страны, которые стали бы образцом для наших юношей и девушек. Сегодня настало время отбросить негативный тон в освещении вопросов армейской жизни, сказать доброе слово в адрес наших вооруженных защитников. Кинокартины и книги, музыка, живопись и скульптура должны вызывать чувство гордости за нашу армию, за народ, который делегирует в военную организацию своих лучших сы­новей. Сам я сугубо гражданский человек, но в нашей семье много военных, поэтому армейская тема, которой я стал заниматься, мне близка и понятна. Более трех лет ушло на то, чтобы эта работа дала определенные результаты. В фев­рале 2007 года вышла в свет карти­на 'Национальное достояние' о судьбе небольшого военного орке­стра - добрый, веселый, музыкаль­ный фильм. Развитием этих идей стала новая кинолента, посвящен­ная военнослужащим контрактной службы, получившая название 'Второе дыхание'.

- Фильм посвящен армейским будням, которые не всегда бы­вают романтичными.  Не боитесь, что это снизит интерес аудитории к кинокартине?

- Мы старались, чтобы в картине было как можно больше интересных моментов, что-то привлекательное для призывников и просто молодежи. О высокой гражданской позиции можно говорить языком приключений, человеческих чувств, мужественности и любви. Именно такую форму разговора со зрителем мы и старались поддер­живать в нашем фильме. А чтобы
женская аудитория стала союзни­цей государства в деле укомплек­тования вооруженных сил, нужно, чтобы имидж армейского 'профи' был привлекателен для прекрас­ной половины человечества. Есте­ственно, в картине мы подчеркну­ли и то, что служба по контракту - это не только 'тяготы и лишения', которые надо стойко переносить, но и возможность приобретения некоторых материальных ценнос­тей, прав на льготы - возможность поступить в вуз, например. Пока­заны и изменения в бытовых усло­виях профессиональных солдат и сержантов. Сегодня они размеща­ются в кубриках по 4 человека, се­мейные получают отдельное жилье.

- Молодежь в наши дни инте­ресует современная техника. Рассказывается ли что-нибудь об этом в фильме 'Второе дыха­ние'?


- Мы это тоже учитывали при создании фильма, немного даже пофантазировали. Старались заг­лянуть в будущее, показать, что на
вооружении нашей армии стоит самая современная техника, кото­рую используют и наши герои. Например, дыхательные аппараты для подводного плавания: плос­кие, облегченные, без демаскиру­ющих боевого пловца свойств. Но получить для съемок новейшие об­разцы вооружения оказалось де­лом непростым. Возможно, это связано с секретностью каких-то разработок. И в то же время стран­но, что новейшие системы воору­жения продаются за границу, в том числе знаменитые вертолеты мар­ки КА, а мы для показа собствен­ному зрителю получаем Ми-24 и Ми-8, которые находятся в боевом строю уже свыше четверти века. Чтобы добиться требуемого эффекта и уложить зрителей 'на ло­патки' показом возможностей отечественной техники приходилось создавать искусственные чудеса
при помощи компьютерной графи­ки, которая, надо сказать, стоит безумно дорого. Но зато мы смог­ли поднять общий уровень карти­ны, передать динамику ратных будней, сложность стоящих перед Вооруженными Силами задач и пу­ти их разрешения.

- Какую помощь оказало вам военное ведомство в создании картины?


- Мы получили огромную подде­ржку, без которой снять фильм бы­ло бы просто невозможно. Замечательные отношения сложились у нас с командованием и военнослу­жащими 76-й воздушно-десантной дивизии в Пскове, где мы работали около 2 месяцев. За это мы благо­дарны военным, в особенности Главному управлению воспита­тельной работы Вооруженных Сил РФ, которое курировало наш про­ект. Но не обходилось и без слож­ностей. Так, например, камуфляжи снаряжение для героев картины мы вынуждены были покупать на армейских складах со значитель­ной торговой наценкой. Были и другие казусы, но общими усилия­ми их все же удавалось преодолевать. Приходилось согласовывать многие вопросы, учиться доверять друг другу. Взаимные сомнения и непонимание развеялись в ходе совместной работы, что позволи­ло, на мой взгляд, создать не толь­ко интересный кинематографичес­кий продукт, но и выполнить задачу рекламного характера. Очень на­деюсь, что наша киноработа будет 'первой ласточкой', за которой последуют другие фильмы о современной армии и флоте, заказчи­ком которых опять выступит наше военное ведомство.

- За эталон мужчины-воина, как   правило,   брались   герои Гражданской и Великой Отече­ственной войн. Но опыт военно­го строительства в России ис­числяется сотнями веков...


- Прошлое дает нам огромный пласт культуры: высокий профес­сионализм, выдающиеся мораль­ные качества. Но они возникли не на пустом месте. Нам есть чему поучиться у наших предков. В доре­волюционное время офицерский корпус обладал не только профес­сиональными знаниями, умениями и навыками, но и был носителем высокой культуры. Получить высо­кое армейское звание могли люди всех сословий: дворяне, разночин­цы, выходцы из рабочих и крестьян, проявившие воинский талант и рвение на государевой службе. Мы можем и должны обращаться к опыту той армии, к ее традициям, наследию,   которое   она   имела. В конце марта 2008 года будет опубликован роман 'Белая кость'. Книга рассказывает о событиях 1908 - 1917 годов. В цент­ре   повество­вания - Дмитрий Бекешев, 24-летний капитан, полный Георгиевский кавалер, участник Пер­вой   мировой войны. Я при­обрел право на   экраниза­цию этого произведения и надеюсь скоро осуще­ствить ее. Нам нельзя забы­вать ничего из того, что было поло­жительного в нашей истории. Я ду­маю, что тема нашего военного наследия будет все чаще затраги­ваться в новых российских кино­лентах.

Если мы говорим о пропаганде военного дела, службы в армии, в том числе по контракту, нам необ­ходимо обращать внимание и на наше советское прошлое, и на до­революционное. Мы много гово­рим о примерах героизма в пос­ледней войне. Это очень важно, победа далась нам очень большой кровью и страданиями. Но почему мы забываем о войне 1914 года? На той войне у нас были значитель­ные успехи, были и поражения, у которых имелись свои причины. Об этом, как, впрочем, и о других пе­риодах отечественной военной ис­тории, нужно знать и говорить. Снимать фильмы и ставить спек­такли, писать книги и рисовать картины.

- Какую роль вы отводите ис­кусству в жизни нашего общества, его Вооруженных Сил?

- Настоящее искусство воздействует не только на сознание человека, но и на его чувства и эмоции, создает яркий образ события, пер­сонажа, целой эпохи, который ос­тается в памяти надолго, часто навсегда. Несомненно, искусство - это умение концентрировать внут­ри себя какую-то космическую энергию и передавать ее людям. Талантливый человек может стать кумиром, идейным вождем обще­ства. Такой лидер может призвать к разрушению, а может повести за собой к созидательной деятельности, и мы получим невероятный энтузиазм, когда на руинах будут воздвигнуты невиданные шедевры мировой цивилизации. Подобные примеры известны мировой и оте­чественной истории. Сила искус­ства очень велика, поэтому ответ­ственность на плечи работников
культуры ложится высокая. С них особый спрос. Они должны вызывать у людей добрые чувства, призывать их к созиданию.

- Дойдут ли, по вашему мнению, добрые чувства, заложенные в фильме, до сердец наших сограждан? Ведь любая фальшь, оторванность от жизненных реалий вызовут недове­рие и отторжение в сознании зрителей.

- Перед создателями кинофиль­ма стояла задача создать интересный,  приключенческий фильм, как сейчас говорят, в стиле 'action', и включить туда позитивную канву. Имели ли место в реальной жизни события, которые описаны в филь­ме, или нет, мне неизвестно. Действие, которое разворачивается в наши дни, - скорее всего худо­жественный вымысел автора сце­нария. А эпизод из Великой Отече­ственной вполне мог иметь место. В прологе показано, как в годы войны на оккупированной фашис­тами территории священнослужи­телями с благословения местного владыки были собраны значитель­ные средства для передачи в фонд сражающейся Красной армии. Дорогую церковную утварь и пожерт­вования прихожан четыре монаха и офицер советской разведки Суров, должны были переправить за ли­нию фронта, чтобы на них построить танк и самолет для борьбы с врагом. В пути группа попадает в засаду, драгоценности, чтобы не достались врагам, приходится затопить в озере. Израненный капи­тан Суров перед своей гибелью доверяет тайну места захоронения драгоценностей детям, которые его находят. Долгие годы схема с пометкой о месте, где лежат сок­ровища, находилась за окладом иконы. Криминальный антиквар, которого играет артист Всеволод Шиловский, находит карту и пони­мает, что может стать обла­дателем целого состояния. Начинается 'охота' крими­нальных структур за сокро­вищами. Спасителями 'на­ционального достояния' становятся герои фильма - военнослужащие-контракт­ники из спецназа ВДВ.

- Герои фильма - выдуманные персонажи или у них есть реальные прототипы?

- Главный герой Павел Макаров срочную службу проходил в Косово в должности снайпера. Не совсем по своей воле он попадает на службу в армию по контракту, где встречает и других парней, которые по разным причинам не находят своего места 'на гражданке'. Все они ветераны малых и больших 'необъявленных войн': в Таджикистане, Чечне, Приднестровье. Командование ВДВ ставит целью подготовить из них группу специального назначения экстра-класса. И мы рассказываем, как ребята, пришедшие на службу по контракту разными путями, становятся настоящими мужчинами, единой сплоченной командой. В сложных условиях боевой подготовки происходит становление характера главного героя. Супер-диверсанты должны в ходе учений выполнить учебно-боевую задачу высочайшей сложности - взорвать атомную электростанцию. для анализа психологического состояния членов группы в ее состав входит военный психолог - капитан Бахтеева. Так закладывается еще один сюжет, традиционная 'love story', без которой даже приключенческий фильм покажется скучным. В ходе выполнения учебного задания де­сантники встречают криминальную группу, стремящуюся присвоить сокровища. Между противобор­ствующими сторонами завязыва­ется бой, преимущество в воору­жении и численности на стороне бандитов. Но, как известно, 'Бог не в силе, а в правде'. Выстоять в схватке с вооруженными преступ­никами, вернуть материальные ценности государству и выполнить учебную задачу нашим героям помогает не только великолепная физическая форма, но и высокие морально-боевые качества. И если сюжет кинофильма - это все же захватывающая, но выдуманная история, написанная в соответ­ствие с жанром, то образы героев мы постарались сделать макси­мально похожими на военнослужащих 76-й гвардейской ВД дивизии.

- Кто режиссер картины и кто снимался в главных ролях?


- Режиссер картины - заслуженный деятель искусств, лауреат премии имени Довженко Михаил Туманишвили. Зрителям хорошо известны его картины 'Авария - дочь мента' (1989), 'Завещание Сталина' (1993), 'Крестноносец' (1995), 'Марш Турецкого' (2000). В главных ролях в ленте снялись молодые, но уже достаточно изве­стные актеры - Петр Красилов ('Бедная Настя', 'Грехи отцов', 'Не родись красивой'), Денис Ни­кифоров ('Марш Турецкого', 'Бой с тенью'), Екатерина Климова ('Бедная Настя', 'Московские ок­на', 'Прощание в июне'). В филь­ме снялись также малоизвестные, но талантливые ар­тисты Максим Щеголев, Ни­кита Емшанов. Роль главного злодея исполняет народный артист России Всеволод Шиловский. Оператор-поста­новщик картины - Борис Бондаренко.

- Почему фильм получил такое название - 'Второе дыхание'?


- Рабочее название ленты было 'Рубеж атаки'. В августе 2007 года в культурном центре МО РФ состоялось заседание, на котором было утверждено другое название новой киноленты. Его утвер­дил Статс-секретарь МО РФ генерал армии Николай Пан­ков. Я полностью согласен с мнением режиссера картины Михаила Туманишвили, который так прокомментировал это   решение:   'Мне очень нравится   новое   название, оно отражает суть фильма.
Второе дыхание - это и но­вый этап в жизни всех героев, и буквально 'второе ды­хание', которое приходит к главному герою в процессе преодоления трудностей, и изменения, модернизация нашей армии, что необходимо и, поверь­те, уже происходит'.

- Когда кинофильм увидят зрители?

- В идеале мы хотели приурочить его к Дню защитника Отечества, чтобы он шел в прокате в ходе ве­сеннего   призыва   молодежи   на службу в армию в 2008 году. Может быть, он поможет кому-то из ребят сделать свой жизненный выбор.

Беседовал
Виктор ЕВДОКИМОВ
«"Ориентир" - журнал Министерства обороны России, февраль 2008» — 25.03.2008