На экраны страны выходит полнометражная художественная кинокартина 'Второе дыхание'. Съемки остросюжетного фильма, созданного по заказу Министерства обороны РФ 'Открытым театром Юлия Малакянца', начались осенью 2006 года и проходили в Белоруссии, под Псковом, в Крыму и Подмосковье. Перед премьерой картины с ее продюсером Ю.З. МАЛАКЯНЦЕМ встретился наш корреспондент.
- Юлий Захарович, как возникла идея снять фильм о современной армии?
- Впервые за долгие годы Министерство обороны заказало подобную картину. Это говорит о том, что на государственном уровне всерьез задумались об изменении негативного изображения нашей страны и военной службы в современном отечественном кинематографе. Вооруженные Силы нуждаются особой поддержке, так как за годы перестройки не без помощи представителей СМИ потеряли доверие и авторитет в глазах населения, в особенности молодого поколения. Подобная мысль созвучна и с моим выводом: не могут, не должны бандиты из 'Бригады' или 'Интердевочки' становиться кумирами наших детей. Внутренний протест против однобокого трактования нашей действительности подтолкнул меня к поиску и отображению всеми имеющимися средствами положительной составляющей в жизни страны. Мне захотелось показать молодых, талантливых людей с умелыми руками и светлыми головами, активных творцов и созидателей, надежных и мужественных защитников страны, которые стали бы образцом для наших юношей и девушек. Сегодня настало время отбросить негативный тон в освещении вопросов армейской жизни, сказать доброе слово в адрес наших вооруженных защитников. Кинокартины и книги, музыка, живопись и скульптура должны вызывать чувство гордости за нашу армию, за народ, который делегирует в военную организацию своих лучших сыновей. Сам я сугубо гражданский человек, но в нашей семье много военных, поэтому армейская тема, которой я стал заниматься, мне близка и понятна. Более трех лет ушло на то, чтобы эта работа дала определенные результаты. В феврале 2007 года вышла в свет картина 'Национальное достояние' о судьбе небольшого военного оркестра - добрый, веселый, музыкальный фильм. Развитием этих идей стала новая кинолента, посвященная военнослужащим контрактной службы, получившая название 'Второе дыхание'. - Фильм посвящен армейским будням, которые не всегда бывают романтичными. Не боитесь, что это снизит интерес аудитории к кинокартине?
- Мы старались, чтобы в картине было как можно больше интересных моментов, что-то привлекательное для призывников и просто молодежи. О высокой гражданской позиции можно говорить языком приключений, человеческих чувств, мужественности и любви. Именно такую форму разговора со зрителем мы и старались поддерживать в нашем фильме. А чтобы женская аудитория стала союзницей государства в деле укомплектования вооруженных сил, нужно, чтобы имидж армейского 'профи' был привлекателен для прекрасной половины человечества. Естественно, в картине мы подчеркнули и то, что служба по контракту - это не только 'тяготы и лишения', которые надо стойко переносить, но и возможность приобретения некоторых материальных ценностей, прав на льготы - возможность поступить в вуз, например. Показаны и изменения в бытовых условиях профессиональных солдат и сержантов. Сегодня они размещаются в кубриках по 4 человека, семейные получают отдельное жилье.
- Молодежь в наши дни интересует современная техника. Рассказывается ли что-нибудь об этом в фильме 'Второе дыхание'?
- Мы это тоже учитывали при создании фильма, немного даже пофантазировали. Старались заглянуть в будущее, показать, что на вооружении нашей армии стоит самая современная техника, которую используют и наши герои. Например, дыхательные аппараты для подводного плавания: плоские, облегченные, без демаскирующих боевого пловца свойств. Но получить для съемок новейшие образцы вооружения оказалось делом непростым. Возможно, это связано с секретностью каких-то разработок. И в то же время странно, что новейшие системы вооружения продаются за границу, в том числе знаменитые вертолеты марки КА, а мы для показа собственному зрителю получаем Ми-24 и Ми-8, которые находятся в боевом строю уже свыше четверти века. Чтобы добиться требуемого эффекта и уложить зрителей 'на лопатки' показом возможностей отечественной техники приходилось создавать искусственные чудеса при помощи компьютерной графики, которая, надо сказать, стоит безумно дорого. Но зато мы смогли поднять общий уровень картины, передать динамику ратных будней, сложность стоящих перед Вооруженными Силами задач и пути их разрешения.
- Какую помощь оказало вам военное ведомство в создании картины?
- Мы получили огромную поддержку, без которой снять фильм было бы просто невозможно. Замечательные отношения сложились у нас с командованием и военнослужащими 76-й воздушно-десантной дивизии в Пскове, где мы работали около 2 месяцев. За это мы благодарны военным, в особенности Главному управлению воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, которое курировало наш проект. Но не обходилось и без сложностей. Так, например, камуфляжи снаряжение для героев картины мы вынуждены были покупать на армейских складах со значительной торговой наценкой. Были и другие казусы, но общими усилиями их все же удавалось преодолевать. Приходилось согласовывать многие вопросы, учиться доверять друг другу. Взаимные сомнения и непонимание развеялись в ходе совместной работы, что позволило, на мой взгляд, создать не только интересный кинематографический продукт, но и выполнить задачу рекламного характера. Очень надеюсь, что наша киноработа будет 'первой ласточкой', за которой последуют другие фильмы о современной армии и флоте, заказчиком которых опять выступит наше военное ведомство.
- За эталон мужчины-воина, как правило, брались герои Гражданской и Великой Отечественной войн. Но опыт военного строительства в России исчисляется сотнями веков...
- Прошлое дает нам огромный пласт культуры: высокий профессионализм, выдающиеся моральные качества. Но они возникли не на пустом месте. Нам есть чему поучиться у наших предков. В дореволюционное время офицерский корпус обладал не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и был носителем высокой культуры. Получить высокое армейское звание могли люди всех сословий: дворяне, разночинцы, выходцы из рабочих и крестьян, проявившие воинский талант и рвение на государевой службе. Мы можем и должны обращаться к опыту той армии, к ее традициям, наследию, которое она имела. В конце марта 2008 года будет опубликован роман 'Белая кость'. Книга рассказывает о событиях 1908 - 1917 годов. В центре повествования - Дмитрий Бекешев, 24-летний капитан, полный Георгиевский кавалер, участник Первой мировой войны. Я приобрел право на экранизацию этого произведения и надеюсь скоро осуществить ее. Нам нельзя забывать ничего из того, что было положительного в нашей истории. Я думаю, что тема нашего военного наследия будет все чаще затрагиваться в новых российских кинолентах.
Если мы говорим о пропаганде военного дела, службы в армии, в том числе по контракту, нам необходимо обращать внимание и на наше советское прошлое, и на дореволюционное. Мы много говорим о примерах героизма в последней войне. Это очень важно, победа далась нам очень большой кровью и страданиями. Но почему мы забываем о войне 1914 года? На той войне у нас были значительные успехи, были и поражения, у которых имелись свои причины. Об этом, как, впрочем, и о других периодах отечественной военной истории, нужно знать и говорить. Снимать фильмы и ставить спектакли, писать книги и рисовать картины.
- Какую роль вы отводите искусству в жизни нашего общества, его Вооруженных Сил?
- Настоящее искусство воздействует не только на сознание человека, но и на его чувства и эмоции, создает яркий образ события, персонажа, целой эпохи, который остается в памяти надолго, часто навсегда. Несомненно, искусство - это умение концентрировать внутри себя какую-то космическую энергию и передавать ее людям. Талантливый человек может стать кумиром, идейным вождем общества. Такой лидер может призвать к разрушению, а может повести за собой к созидательной деятельности, и мы получим невероятный энтузиазм, когда на руинах будут воздвигнуты невиданные шедевры мировой цивилизации. Подобные примеры известны мировой и отечественной истории. Сила искусства очень велика, поэтому ответственность на плечи работников культуры ложится высокая. С них особый спрос. Они должны вызывать у людей добрые чувства, призывать их к созиданию.
- Дойдут ли, по вашему мнению, добрые чувства, заложенные в фильме, до сердец наших сограждан? Ведь любая фальшь, оторванность от жизненных реалий вызовут недоверие и отторжение в сознании зрителей.
- Перед создателями кинофильма стояла задача создать интересный, приключенческий фильм, как сейчас говорят, в стиле 'action', и включить туда позитивную канву. Имели ли место в реальной жизни события, которые описаны в фильме, или нет, мне неизвестно. Действие, которое разворачивается в наши дни, - скорее всего художественный вымысел автора сценария. А эпизод из Великой Отечественной вполне мог иметь место. В прологе показано, как в годы войны на оккупированной фашистами территории священнослужителями с благословения местного владыки были собраны значительные средства для передачи в фонд сражающейся Красной армии. Дорогую церковную утварь и пожертвования прихожан четыре монаха и офицер советской разведки Суров, должны были переправить за линию фронта, чтобы на них построить танк и самолет для борьбы с врагом. В пути группа попадает в засаду, драгоценности, чтобы не достались врагам, приходится затопить в озере. Израненный капитан Суров перед своей гибелью доверяет тайну места захоронения драгоценностей детям, которые его находят. Долгие годы схема с пометкой о месте, где лежат сокровища, находилась за окладом иконы. Криминальный антиквар, которого играет артист Всеволод Шиловский, находит карту и понимает, что может стать обладателем целого состояния. Начинается 'охота' криминальных структур за сокровищами. Спасителями 'национального достояния' становятся герои фильма - военнослужащие-контрактники из спецназа ВДВ. - Герои фильма - выдуманные персонажи или у них есть реальные прототипы?
- Главный герой Павел Макаров срочную службу проходил в Косово в должности снайпера. Не совсем по своей воле он попадает на службу в армию по контракту, где встречает и других парней, которые по разным причинам не находят своего места 'на гражданке'. Все они ветераны малых и больших 'необъявленных войн': в Таджикистане, Чечне, Приднестровье. Командование ВДВ ставит целью подготовить из них группу специального назначения экстра-класса. И мы рассказываем, как ребята, пришедшие на службу по контракту разными путями, становятся настоящими мужчинами, единой сплоченной командой. В сложных условиях боевой подготовки происходит становление характера главного героя. Супер-диверсанты должны в ходе учений выполнить учебно-боевую задачу высочайшей сложности - взорвать атомную электростанцию. для анализа психологического состояния членов группы в ее состав входит военный психолог - капитан Бахтеева. Так закладывается еще один сюжет, традиционная 'love story', без которой даже приключенческий фильм покажется скучным. В ходе выполнения учебного задания десантники встречают криминальную группу, стремящуюся присвоить сокровища. Между противоборствующими сторонами завязывается бой, преимущество в вооружении и численности на стороне бандитов. Но, как известно, 'Бог не в силе, а в правде'. Выстоять в схватке с вооруженными преступниками, вернуть материальные ценности государству и выполнить учебную задачу нашим героям помогает не только великолепная физическая форма, но и высокие морально-боевые качества. И если сюжет кинофильма - это все же захватывающая, но выдуманная история, написанная в соответствие с жанром, то образы героев мы постарались сделать максимально похожими на военнослужащих 76-й гвардейской ВД дивизии.
- Кто режиссер картины и кто снимался в главных ролях?
- Режиссер картины - заслуженный деятель искусств, лауреат премии имени Довженко Михаил Туманишвили. Зрителям хорошо известны его картины 'Авария - дочь мента' (1989), 'Завещание Сталина' (1993), 'Крестноносец' (1995), 'Марш Турецкого' (2000). В главных ролях в ленте снялись молодые, но уже достаточно известные актеры - Петр Красилов ('Бедная Настя', 'Грехи отцов', 'Не родись красивой'), Денис Никифоров ('Марш Турецкого', 'Бой с тенью'), Екатерина Климова ('Бедная Настя', 'Московские окна', 'Прощание в июне'). В фильме снялись также малоизвестные, но талантливые артисты Максим Щеголев, Никита Емшанов. Роль главного злодея исполняет народный артист России Всеволод Шиловский. Оператор-постановщик картины - Борис Бондаренко.
- Почему фильм получил такое название - 'Второе дыхание'?
- Рабочее название ленты было 'Рубеж атаки'. В августе 2007 года в культурном центре МО РФ состоялось заседание, на котором было утверждено другое название новой киноленты. Его утвердил Статс-секретарь МО РФ генерал армии Николай Панков. Я полностью согласен с мнением режиссера картины Михаила Туманишвили, который так прокомментировал это решение: 'Мне очень нравится новое название, оно отражает суть фильма. Второе дыхание - это и новый этап в жизни всех героев, и буквально 'второе дыхание', которое приходит к главному герою в процессе преодоления трудностей, и изменения, модернизация нашей армии, что необходимо и, поверьте, уже происходит'.
- Когда кинофильм увидят зрители?
- В идеале мы хотели приурочить его к Дню защитника Отечества, чтобы он шел в прокате в ходе весеннего призыва молодежи на службу в армию в 2008 году. Может быть, он поможет кому-то из ребят сделать свой жизненный выбор.
Беседовал Виктор ЕВДОКИМОВ «"Ориентир" - журнал Министерства обороны России, февраль 2008» — 25.03.2008
|